Откуда возникла проблема?
Причину можно найти в экономических процессах. Маркетинг стал чрезвычайно дорогим. Если вы делаете обильный и серьезный маркетинг, вы скорее всего высокомаржинальный бизнес (который от этой деятельности становится существенно менее маржинальным). А что делать среднемаржинальным и низкомаржинальным бизнес-моделям?
Такой бизнес как будто бы «лишен» маркетинговой стратегии, отсечен от мира изобилия лидов. Действительно ли это так? На самом деле, нет, и именно из умеренно маржинального, социально ориентированного бизнеса растут истоки альтернативного подхода. |
Концепция социального влияния – это недорогая альтернатива маркетинговой стратегии, которая позволяет обеспечить бизнес клиентами, максимально используя потенциал социальных потребностей вокруг себя. Потребности будут двигать человечеством всегда, а значит, используя силу этих потребностей, вы можете быть полезными окружающему вас обществу и процветать, причем по экспоненте: вы можете процветать тем больше, чем полезнее вы для окружающего общества.
Инструментарий маркетинговых стратегий не заточен на реализацию столь возвышенных целей. Обычная МС – это прежде всего про CJM, когорты, PОE, ROMI, ABC/XYZ, сквозную аналитику и прочие способы увеличивать прибыль при помощи цифр. Эти инструменты нуждаются в дополнении. |
Из чего состоит ваша КСВ
Концепция социального влияния как инструмент – это стратегия гармоничной и низкобюджетной встройки вашего бизнеса в социальную ткань. Она включает классические маркетинговые инструменты и при этом не ограничивается ими.
КСВ бесспорно опирается на портрет вашего потребителя и должна использовать все традиционные маркетинговые (а точнее, социологические) и ИТ-подходы для его описания. В вашей концепции социального влияния обязательно должны быть следующие составляющие:
|
Кейс-пример пекарни в городе-сателлите
Давайте попробуем приземлить это на практику и возьмем небольшой город, в котором находится пекарня с собственным производством хлебобулочных изделий.
Проблемная характеристика социальной ситуации и окружения
Город населением 100.000 человек, средний доход до 50.000 рублей, пенсионеров 35% населения, малоимущих граждан – 10%, 16 школ, 1 ВУЗ, 3 СУЗа (обучения по пищевой промышленности нет), уровень деловой и культурной активности средний. Основные болезни пенсионеров – варикоз, диабет.
Сегменты и портреты ЦА, на которые вы можете влиять вашим продуктом:
- Малообеспеченные пенсионеры
- Дети от 10 до 15 лет
Концепция положительного влияния на окружающую экосистему:
|
Модель потребительской ценности по сегментам и ценностное продвижение:
|
Стратегические партнёрства на основании комплиментарности
Календарь мероприятий компании
|
Концепция экономической эффективности и бездолгового оперирования
Каналы, способы и инструменты продвижения
|
С такой разверсткой становится понятнее, чем КСВ отличается от устаревающей маркетинговой стратегии. Мы видим много знакомого, но в то же время важного и недорогого в этой концепции одновременного влияния на экосистему и продвижения своей продукции. Это и есть то, что можно назвать хорошим способом «продавать, не продавая».
Можно ли не внедрять КСВ?
Практика (кстати и на кейсе пекарни) показывает, что, если бизнес не проработал эту концепцию, он сталкивается с проблемой высоких затрат, идёт в средневысокий и высокий ценовой сегмент, и оказавшись в нём, начинает вариться в кипящем океане красной конкуренции.
Именно эту мысль пытались донести У Чан Ким и Рене Моборн, написавшие блестящий труд «Стратегия голубого океана», которую слишком многие бизнесы восприняли как нежизнеспособную и трудновыполнимую. Потому что она будет требовать от них усилий, чтобы быть еще и полезными окружающему обществу.
Если хочется осознать до конца, подумайте, что делает любой живой организм с неполезным включением, которое поглощает ресурсы, вносит неполезные изменения в работу всей системы? Любой организм старается исторгнуть паразитирующую вставку. Именно это и происходит в обществах по всему миру, когда мы слышим о естественных банкротствах.
Есть правда, ещё одна новость. Говорят, самое страшное – это не смерть. Самое страшное – это прожить бессмысленную жизнь. Подумайте об этом, применяя концепцию социального влияния на вашем предприятии.