Деловая игра - имитация по-серьезному
Деловая игра — метод имитации, симуляции принятия решений работников или специалистов в различных производственных ситуациях. Поскольку это игра, процесс осуществляется группой людей по заданным правилам. Существенная часть деловых игр — это бизнес симуляции, способствующие отработке конфликтных ситуаций или действий в информационной неопределённости.
Основная цель деловых игр — познакомить участников с определенным процессом и его нюансами. Например, можно сделать симуляцию жизни в корпоративной среде ОАО “Профнастпласт”. А можно серию игр про:
|
Как создать деловую игру
Чтобы создать деловую игру, вам потребуется понять, какие аспекты производства или работы с клиентом вы хотите отработать и написать сценарий, в котором будут имитироваться ситуации. Однако в реальности игра может пойти не совсем по сценарию. Так что проведение подобной игры может быть сложнее процесса подготовки.
Если вы хотите создать коробочный продукт, законченную игру, вроде Cashflow, а не ролевую симуляцию, то это избавит вас от необходимости в качественном ведущем. Коробочные игры редко имеют значительный положительный эффект, зато это более универсальный и простой инструмент.
Деловая игра имеет свои психологические и педагогические принципы, с которыми вам стоит познакомиться, если вы планируете делать подобные игры самостоятельно. Стоит упомянуть несколько принципов деловых игр:
|
Деловая игра или серия деловых игр подойдут вам, если вашему коллективу требуется “полевой” опыт и взаимодействие между отделами/руководителями. Деловые игры не подходят вам, если в вашей компании царит жесткая иерархия или культура, которую не принято нарушать.
Кейс: оперативный квест для слаживания компании
В январе мы запустили квест для трех департаментов крупного производственного предприятия с целью оптимизации взаимодействия продукт-менеджеров, команды маркетинга и отдела продаж, которая назрела в связи с амбициозными стратегическими целями компании.
Основным преимуществом компании была очень сильная команда профессионалов. При этом, при постановке задач в компании не всегда проводилась гармонизация их содержания с другими отделами.
В ходе консалтингового проекта ключевым сотрудникам команды помогли построить дорожные карты своей деятельности на ближайший год, однако выполнение нового объема задач в годовой срок пугало многих членов команды (“большая нагрузка, понимаете?”). |
Чтобы помочь справиться со страхом и повысить производительность, в компании было предложено ввести квест. Чемпионы и лидеры получали более, чем ощутимые призы, и при этом условия получения этих призов были максимально прозрачны (хотя выполнить их было не слишком просто).
Важно было учесть, что до введения квеста никаких подобных инициатив на предприятии не вводилось, поэтому для обеспечения успеха промежуточные результаты контролировались каждый месяц.
В результате квеста сотрудники предприятия начали демонстрировать поистине неожиданную для культуры компании инициативы, более половины из них выполнили цели своих дорожных карт и ни один не пошел на открытый саботаж идеи. |
Вместо заключения
Пожалуй, одним из самых важных преимуществ игровых техник и механик как инструментов бизнес-управления является то, что в силу своей доброй направленности они встречают наименьший из возможных уровней сопротивления среди сотрудников.
Это особенно актуально в нашей стране сегодня, когда вопросы повышения производительности труда являются одними из самых актуальных.