Время зарабатывать и время отдавать

23.10.2015 / By Андрей Майборода

Сегодня считается, что рост бизнеса должен быть непрерывным, максимальным и вечным. Все к нему стремятся, и, пожалуй, это хорошее стремление. Правда, есть много случаев, когда рост вовсе не приносит той пользы, радости и благоденствия, к которому все так стремятся. Однажды мы в GreenBusiness увеличили продажи одной фирмы в несколько раз всего за месяц – и, к нашему удивлению, фирме скоро стало не до радости – она перестала справляться с заказами и получила массу проблем.

Давайте разберемся, какой и когда нужен рост бизнесу, и какие правила можно применять, чтобы расти не только с умом, но и с пользой.

Проклятая упрямая капиталистическая экспонента

На сегодняшний бизнес, и особенно на неокрепшие умы талантливой предприимчивой молодежи, не может не оказывать влияния система пропаганды капиталистического образа ведения бизнеса. Главной целью бизнеса, как и в 90-х, считается чистый дисконтированный доход, в программах про «бизнес с нуля» утверждается, что развить бизнес с оборотом в десятки/сотни миллионов рублей за 2-3 года, максимум 5 лет –нормально и реально. Добавляют убедительности этому десятки новых технологий и сервисов для автоматизации маркетинга и продаж, которых не было в распоряжении бизнеса ХХ века и которые умеют делать впечатляющие вещи (например, отловить клиента на сайте, связаться с ним и занести его в базу рассылки).

И при этом процент выживания наших молодых компаний все равно не может пробить планку 4%, а количество банкротств в России год от года растет.

Объяснимый результат либерально-капиталистической пропаганды в русском бизнесе – вал так называемых «бизнес-планов» с красивыми графиками, пестрящими стрелками вправо-вверх, с заложенными «ловушками freexpensive» и дорогостоящими маркетинговыми стратегиями в духе маркетинга 2.0.

Суть этих бизнес-планов, 95% из которых не проходит сито инвесторов, лучше всего характеризует наглядная картинка ниже. 

 

Что говорит добрый и мудрый Адизес

Давно замечено, что развитие любого проекта, в том числе бизнес-проекта, не имеет экспоненциальный характер, а переживает фазы роста, угасания и нового зарождения, и, следовательно, ни у одной здоровой организации не может быть постоянного роста плана продаж. Наиболее подробно и понятно это изложено великим бизнес-мыслителем современности Ицхаком Адизесом.

Если резюмировать высказывания Адизеса о наличии и темпах роста продаж на разных этапах жизненного цикла организации, можно построить следующую таблицу.

Этап жизненного цикла

Продажи есть или нет

Темп роста

Зарождение

Нет

Нет

Младенчество

Нет или минимальные

Минимальный

Давай-давай

Есть

+ 50% … 300% в год

Юность

Есть

+ 30% … 100% в год

Расцвет

Есть

+ 10% … 30% в год

Аристократия

Есть, возможны перебои

- 20% … + 20% в год

Бюрократия

Возможны перебои или отсутствие

+ 0% … - 30% в год

 Мы постарались отобразить эти мысли еще нагляднее, в виде графика. Как видно, только для первой половины жизни организации нормально такое явление, как рост продаж. После достижения стабильности снижение продаж как минимум предсказуемо, как максимум – неминуемо. 

 

«Четыре ашрама жизни» человека и бизнеса

Удивительно, но выводы о норме роста продаж в схеме жизненного цикла организации по Адизесу очень точно сочетается с еще более древним и, на первый взгляд, совсем не связанным с деловыми вопросами учением, а именно – с учением о «четырех ашрамах жизни», которое дошло до наших дней в индийских ведах. К слову сказать, современные индийские политики до сих пор всерьез получают профессиональную подготовку с опорой на древние индийские трактаты о власти, политике и хозяйстве, такие как, например, «Артхашастра».

В ведической системе жизнь человека делится на четыре этапа, которые также называют «ашрамами»:

  • Брахмачарья – или ученичество;
  • Грихастха – или этап зарабатывания денег;
  • Ванапрастха – или этап консолидации опыта;
  • Саньяса – или этап подвижничества и несения учения.

Этап брахмачарья – это этап учения и лишений во имя нахождения своего места в мире.

Считается, что в период брахмачарьи у человека закладывается хорошее здоровье, сильная память, жизненная сила, ясный разум, силу воли, способность убеждать других. Иными словами, если ваш бизнес правильно ведет себя на начальном этапе развития, когда он ищет свой рынок и оттачивает свой продукт, то у него формируется здоровая ДНК.

Дальше – интереснее. Следующий этап жизни по Ведам – грихаста, это этап создания материального базиса, обустройства, заботы о доме и семье. В ведических текстах утверждается, что грихастха – «наиболее важная из всех. Как все живое нуждается в воздухе для своего существования, так и три другие ашрама зависят от грихастхи, которая не только питает и поддерживает их, но также предоставляет возможность для изучения Вед».

После создания материального базиса, после этапа «зарабатывания денег» наступает ванапрастха – этап аскезы, жертвоприношение и познания высшей мудрости. Принять ванапрастху означает оставить мирские хлопоты и поселиться в месте, где все посвящено размышлению о божественном и осмыслению жизни. Наконец, завершающий этап жизни человека – это санньяса – странствующая аскеза, распространение знаний, мудрости и жизненного опыта по миру.

Получается, что период зарабатывания денег нужен как базис, подготовительный этап для консолидации своих знаний и опыта, а затем – для распространения ваших знаний в мире.

Как тут не вспомнить о том, что, например, Билл Гейтс сейчас занимается благотворительностью и просветительской деятельностью, и почти каждый сильный предприниматель в конце карьеры ездил по миру с лекциями и общественно полезными проектами.

«Заработали икс миллионов и закрылись?» Как рассчитывать нормы роста в зависимости от этапа бизнес-проекта

Посмотрев на предназначение каждого из «ашрамов жизни», несложно переложить их на этапы жизни организации.

«Брахмачарья для бизнеса» – это первые три года, время поиска своей рыночной ниши. Здесь компания и ее ключевая команда действительно переживает лишения и набирает опыт.

«Грихастха для бизнеса» – этап масштабирования, время зарабатывания денег и создания базиса компании, как материального, так и репутационного. Это этап, по которому будут судить о роли компании в бизнесе той или иной страны. И поэтому это самый важный этап.

«Ванапрастха в бизнесе» – это этап, когда компания минимизирует потребление и затраты, обобщает свой опыт и финансирует общественно-полезные проекты.

«Саньяаса для бизнеса» – это этап, когда компания широко делится своим опытом с подрастающим поколением предпринимателей и бизнесом.

Это лишь предположение, и все же: кажется, если компания достигла расцвета, она сможет продолжить свою жизнь, только если войдет в режим «бизнес-саньясы», станет поддерживать общественно-полезные проекты и делиться своим опытом.

В этом случае она так или иначе переродится в новый бизнес, как родители дают потомство и продолжают свою жизнь в детях. В противном случае, как и каждый человек, она обречена на смерть.

 

 

Главный миф капитализма ХХ века

Пожалуй, лучше всего проиллюстрировать главный миф капитализма можно простой и понятной картинкой. Кстати, на такую и похожие молится огромное количество топ-менеджеров, директоров по стратегии, продукт-евангелистов и других очень умных и профессиональных людей.

И, к сожалению, они молятся на эту картинку зря.

 

Неважно, изучали вы экономику, геометрию или физику, занимались токарным делом, акустикой или спортом, вы знаете, что большинство процессов в мире циклично и в своем графическом выражении обязательно проявляют колебания волновой природы.

Свет – это волна, звук – волна, экономика проявляет колебания, человек периоды активности должен чередовать с периодами отдыха, начало обязательно подразумеват конец, жизнь всегда оканчивается смертью. И это правильно.

А потому красивая и радующая ум модель, изображенная на картинке выше, не более, чем несбыточная иллюзия. Если представить, что так будет жить человек, то это картинка человека, который умер от переутомления. Если это картина бизнеса – это «бизнес на стероидах».

 

Когда и почему пора сказать «стоп», чтобы двигаться дальше

Ицхак Адизес, а вместе с ним многие другие бизнес-эксперты, утверждают, что любая компания раньше или позже приходит к фазе «стабильности», из которой позже вытекает фаза «бюрократии» и смерть. Да ведь и любому разумному человеку понятно, что каждый процесс конечен, включая саму жизнь, а значит важнее не пытаться продлевать молодость до бесконечности, а вовремя понять, когда пора заниматься чем-то другим.

Попытки экономистов ХХ века найти рецепт вечной молодости для корпораций очень похожи на практики пластической хирургии: и те, и другие часто порождают уродливых монстров и почти всегда вместо ожидаемой радости приносят пациенту разочарование.

Когда пора начинать думать о новом бизнес-проекте? Мы выделили четыре признака.

  1. Ваш рынок показывает признаки насыщения: ваших коллег-конкурентов становятся десятки и сотни, ваша компания как тип «выходит в тираж» и есть почти на каждом углу, вами клиента больше не удивишь.

  2. Объем продаж стабилен, показатели за текущий и прошлый год не выходят за пределы колебания +/- 10%, при этом рост продаж первого «стабильного года» к году до этого был не менее 25%.

  3. В вашей компании появляются сотрудники, о которых Вы как руководитель понятия не имеете, зачем он нужен вашей организации; например, при живом директоре по маркетингу у вас появляется «бренд-менеджер» или «аналитик метрик продвижения», при офис-менеджере – административный ассистент офис-менеджера.

  4. Вы заметили негативные отзывы о вашем сервисе и при этом видите, что это не оказывает видимого влияния на продажи, а отдел продаж не переживает. Последняя ситуация – вообще сигнал ядерной тревоги. Пора срочно что-то менять или думать, чем заниматься дальше.

Новое дело – лучшее завершение

Ваш «шаг в новый проект» может не только выглядеть, но и быть вполне элегантен и логичен. Бизнес можно продать – полностью или по частям, и так, например, каждые 3-5 лет делал Олег Тиньков. Бизнес можно перепрофилировать и зайти в совершенно новый рынок – так уже более ста лет (!) развивается финская компания Nokia, которая начинала с галош, производила бумагу, трансформаторы, велосипеды, телефоны – чего только не производила. Наконец, бизнес может стать центром прибыли благотворительной структуры, как это произошло с бизнесом упомянутого Билла Гейтся, и даже полностью превратиться в благотворительный фонд. Кому-то покажется невероятным, но даже здесь есть примеры в российской практике.

Главное – когда почувствуете искреннее желание начать новый проект, не загоняйте себя, дайте себе время отдохнуть, ведь Вы в этом проекте – человек, без которого точно никак не обойтись.