Путь на экспорт перестал быть туманным

13.03.2017 / By Андрей Майборода

Российский бизнес проходит интересное время - многие обстоятельства в нем уже изменились, а в сознании российских производителей по прежнему сидят старые стереотипы: прежде всего о том, что из России невозможен экспорт.

В этой статье мы расскажем о реальных случаях выхода на экспорт из практики российского бизнеса за 2016 год.

 

Когда-то нас нигде не ждали

Девяностые и двухтысячные были временем, когда зарубежные клиенты хотели видеть из России только один тип товара - сырье. Качественный кругляк, сырая нефть, свежевыловленная рыба - это пожалуйста. Обработанный продукт - позвольте, а разве Россия это умеет?

Времена кардинально изменились. Завесу молчания над российским экспортом гражданского назначения так или иначе пробивают такие примеры международного успеха российских компаний, как Kaspersky и Яндекс в ИТ, Фосагро и "Международная зерновая компания" в продуктах питания и сельском хозяйстве, КАМАЗ, Уралвагонзавод, ОМЗ и "Энергомаш" в тяжелом машиностроении, "АВИСМА" и "Магнитка" в экспорте металлов, "Сухой" в гражданском авиастроении, "Тепломаш" в отопительном оборудовании, Baikal и "Ангстрем" в электронике, уникальные поставщики медицинских технологий, такие как Bio-Well, а также сотни средних технологических производителей различного оборудования - от вендинговых машин до лазерных спектрометров. И даже такое направление как шейпинг, как оказалось, российский экспортный продукт!

Российских компаний, которые уже экспортируют и в Европу, и в Азию, и в США, уже сегодня тысячи. Совершенно реально через пять лет сделать так, чтобы их стало десятки тысяч.

И вот какие для этого нужны шаги.

 

Вы производитель качественной продукции. Что нужно для начала экспорта

Первое, что нужно для начала движения на зарубежные рынки - определиться с тем, что мы туда двигаем. Так известный российский производитель лакокрасочных материалов, работавший с Гринбизнес по вопросам организации экспорта, имея огромную линейку продукции, тормозился на этом пути, потому что не знал, что выбрать.

Исследование потенциала рынка четырех стран и восприятия конкретных групп товаров на нем позволило определиться с красками, которые затем можно отдавать в "переупаковку".

Второй этап - построение среднесрочной маркетинговой стратегии присутствия на рынке. На какой бы рынок вы ни хотели выйти, всегда речь будет идти об инвестициях, вопрос лишь в их размере и возвратности. У компании может быть два варианта выполнения этой задачи.

Если компания небольшая, то для построения среднесрочной стратегии работы на зарубежном рынке можно принять участие в стартап-акселераторе или конкурсе стартапов, важно, чтобы организатор был зарубежным или с совместным предприятияем. Например, производитель товаров для безопасного путешествия с детьми из Екатеринбурга,  принял участие в британском конкурсе стартапов, выстроил ценностное предложение, разместил товары на Amazon и начал реальные продажи. Другой ИТ-стартап из России в области learning management выиграл приз в британском конкурсе Grad Factor, что сократило путь к первым британским корпоративным заказчикам.

Если компания крупная, то конкурса стартапов для принятия инвестиционного решения, конечно, недостаточно. В этом случае необходимо разработать маркетинговую стратегию выхода на зарубежный рынок с планом маркетинговых мероприятий, каналами продаж, бюджетом кампании и расчетом окупаемости.

Так было сделано для уже упомянутого российского производителя красок. Аналогичным путем пошел дочерний ИТ-проект крупного российского международного форума, выстроивший свою стратегии захода в два этапа - в Россию и затем за рубеж. Получив детальное представление о том, как, за сколько времени и денег удастся закрепиться на рынке и какую прибыль этот рынок может принести, принять решение становится уже реально.

 

Первые реальные шаги

Первый шаг - связаться с ближайшей к вам структуре по поддержке экспорта. Пример - Российский экспортный центр в Москве,  Центр Развития и Поддержки Предпринимательства в Санкт-Петербурге. Эти структуры проводят бесплатные мероприятия, посвященные экспорту, на этих мероприятиях вы сможете пообщаться с экспертами и другими компаниями, уже ведущими продажи за рубежом.

Пообщавшись на этих мероприятиях, вы найдете правильных людей и партнеров, которые помогут вам сделать реальные шаги к продажам за рубежом.

 

Открытые двери ждут вашего решения

Вендинговые автоматы, программное обеспечение, медицинские приборы, технологии бурения, технологии производства паллетов, роботоконструкторы, трикотажные изделия, продукты питания - вот лишь немногие компании, с которыми нам довелось пообщаться по поводу помощи выхода на экспорт только за прошлый, кризисный, 2016 год. Поистине у нашего бизнеса за рубежом огромный коммерческий потенциал!