Окуни менеджера в прорубь

16.05.2016 / By Андрей Майборода

Марк Цукерберг однажды сказал: «Если у вас есть ум, то преступно работать на кого-то другого, кроме себя». Мы видим множество умнейших людей, которые работают на других годами и даже десятилетиями. Мы знаем, что в японской культуре нормально работать на другого человека по тридцать-сорок лет. Множество умнейших людей работает в компаниях, учреждениях и организациях.

Так прав или не прав был Цукерберг? Прав – в том, что без ума в бизнес соваться нечего. Не до конца прав – ведь ум есть не единственная и не главная предпосылка для предпринимательства. Важнейшая предпосылка – это скажут вам все, кто прошел школу предпринимательства – это воля. Это способность подниматься после того, как упал. Способность учиться на ошибках. Готовность жить, терпя неудачу до тех пор, пока не победишь.

Именно по этой причине в нашей стране, да и не только в нашей, совсем необязательно существенно увеличится количество предпринимателей, как бы ни старались стартап-акселераторы. Наше общество больно поражением волевой сферы, возникшим в результате информационно-фрагментарного синдрома. И как раз эти две беды, идущие рука об руку, причиняют множество неприятностей и неудобство предпринимателям, пытающимся мотивировать своих сотрудников и добиться от них высоких результатов.

О том, что это такое, откуда это взялось и что с этим можно сделать, новая статья GreenBusiness.

Информационный фрагментарный синдром – бич цифрового поколения

Вы замечали, что информации стало больше, она стала доступнее, а запоминать ее стало все сложнее?

Сколько номеров телефонов ваших знакомых Вы помните наизусть?

Сталкивались ли Вы с вечным забыванием задач и дел вашими сотрудниками?

Если на эти вопросы Вы отвечаете «да», то Вы уже имели дело с информационно-фрагментарным синдромом (ИФС). Мы бы дали следующее определение:

Информационно-фрагментарный синдром (ИФС) – это разрушительное воздействие на сознание и память человека переизбытка потребляемой информации, выражающееся в неспособности воспринимать целостную картину реальности и запоминать объемы данных.

ИФС – плод эпохи мобильного интернета. Отвечать на письмо игнорированием теперь можно одним жестом пальца (большим пальцем справа налево). Когда человек отвечает так на пять писем, он перестает вчитываться в письмо. Когда он перестает вчитываться в письма, он теряет способность к восприятию сколь-нибудь серьезных объемов связного текста.

Психика человека с мобильным телефоном и большим пальцем наизготовку начинает желать уже даже не клипов, а коротких микротекстов в иррационально-капризном желании познать реальность через такие «информационные плевки».

Синдромом ИФС сегодня больны не менее 30% офисных сотрудников. О губительном влиянии для личной производительности и для результативности пока не говорят в открытую и широко. Сами «смартфономаны» в лучшем случае проигнорируют этот тезис или же поднимут его на смех.

Но попробуйте дать любителю гаджетов и медиа простую задачу выучить стихотворение из четырех строф за премию – и пронаблюдайте изворачивание сотрудника ужом на сковородке. Будьте уверены, он не погнушается никакими средствами, от симуляции занятости до прямых оскорблений в Ваш адрес, чтобы избежать ожидаемой неловкой ситуации. Ведь люди, много времени проводящие в интернете с телефоном в руке, действительно испытывают затруднения с тем, чтобы что-то запоминать.

Поражение волевой сферы – результат ИФС

Информационно-фрагментарный синдром чаще всего проявляется в простых вещах, которые можно наблюдать ежедневно:

  • Забытые задачи;
  • Дела, не доведенные до конца;
  • Вещи, которые сотрудник не успел, потому что долго искал информацию;
  • Трудности с запоминанием передаваемой информации и данных поручений.

Все эти вещи, очевидно, являются разновидностью некоей пробуксовки волевой сферы человека. Ведь воля – это именно умение человека доводить начатое до конца.

ИФС неизбежно приводит к поражению волевой сферы. Если ваш сотрудник постоянно пользуется мобильным интернетом и не выключается из ленты соцсетей, будьте уверены – он будет забывать сделать не меньше 30% ваших поручений и своих задач.

В особо ярких случаях такой сотрудник будет переспрашивать, что Вы ему сказали, по два-три раза, умудряться забыть поставить себе напоминание, чтобы что-то выполнить, и не доводить решительно все свои дела до конца.

Базовое растормаживание в офисных условиях

С этим нужно что-то делать. Это совершенно очевидно. Какие средства имеются в распоряжении решительно настроенного руководителя?

Прежде всего, конечно, самодиагностика, определение собственного уровня ИФС/ПВС и исцеление самого себя.

Продиагностировать себя легко: посчитайте количество Ваших задач за последнюю неделю, количество выполненных задач из них и количество того, что Вы забыли поставить себе на эту неделю.

Если у Вас получается картина вроде «10 поставленных задач/8 выполненных/1 не поставленная и забытая», то Вы в целом окей. Если соотношение «10:5:5», то перед тем, как совершать экзекуцию сотрудников, примените все нижеперечисленные методы на себе.

Методика хирургического контроля

Поставил себе задачу в CRM – продублируй на листке. Повторение поможет снизить вероятность забывания. Пока процент забываемых задач превышает 10%, дублируйте задачи и в CRM/таск-менеджере, и в блокноте или на стикерах. Повторяйте себе, что это дополнительно затрачиваемое время на дублирование Вы тратите на то, чтобы избавиться от забывчивости, и это очень быстро окупится.

Если мы «излечиваем» от забывчивости нашего менеджера, то к нашим десяти задачам прибавляется еще одна «Проконтролировать, что Сережа ничего не забыл». Главное, не забыть поставить себе эту задачу. ;-)

Хорошо разрушенный результат

Когда ваш сотрудник начинает сопротивляться вашим попыткам прокачать его память и вашему требованию вылезти из интернета, применяйте тактику хорошо разрушенного результата.

Согласитесь с менеджером, что это классная тема, что он постоянно «торчит в мобильнике». Пресекайте его попытку возразить, что это не так, одобрите это, похвалите его за это. Развейте эту тему, порассуждайте над тем, сколько времени он будет проводить за этим делом через месяц, сколько через год. Дополните рассуждение вашим прогнозом насчет того, сможет ли менеджер с чем-либо справляться. Мечтательно опишите безумно романтичную перспективу безработного и свободного интернет-серфера.

Доведите гипотезу до абсурда, чтобы показать возможные последствия обсуждаемой ситуации. Избегайте отговариваний и запретов. Дайте менеджеру пищу для размышления.

Позитивное подкрепление

Лучший способ добиться желаемого поведения от сотрудника – показательно поощрить правильное поведение другого сотрудника. Восхититесь коллегой, который минимум времени проводит в интернете и много читает. Премируйте другого сотрудника за важное незабытое дело. Хвалите «находящегося на лечении» сотрудника за каждое незабытое дело, за прогресс и з меньшее количество времени в соцсетях.

Мнемотехники

Хорошо развитая память увеличивает производительность человека вдвое и помогает добиться в жизни в среднем на 37%, отметили в октябре 1994 года американские ученые Фелпс и Морган.

Менеджер, который запомнит две из четырех деталей (две цифры и две фамилии) последнего предложения, имеет нормальную память. Вам нужно стремиться к тому, чтобы ваши сотрудники запоминали 75-90% информационных деталей связного текста. Хорошо помогают упражнения «снежный ком», «кошка и собака», а также игра в слова и города. Уделяйте время тренировке памяти в ходе вашего регулярного обучения. В вашей компании ведь есть регулярное обучение?..

Закаливание методом «морального кнута» и «морального пряника»

Когда менеджер забыл что-то действительно важное, неправильно жалеть его чувства. Нужно дать ему почувствовать, насколько непрофессиональным Вы считаете такое поведение.

Наоборот, каждый успех можно отмечать публичной похвалой. Чередование кнута и пряника позволяет добиться впечатляющих результатов!

Дай почувствовать успех… или уволь без жалости

Когда вы окунули вашего менеджера в прорубь, дав понять, как дырява его память, натаскав его мозг, осуществив жесткий контроль и закрепив новые рефлексы кнутом и пряником, наступает время для последней проверки.

Отмените явный контроль за менеджером, оставьте только скрытый. Скажите менеджеру, что доверяете ему. Дайте важное устное поручение. Момент истины. Если менеджер его забыл, можно с ним попрощаться. Если все сделал, искренне похвалите и поблагодарите его.

Причем здесь возвращение к традиционным ценностям

Полагаю, никто не будет спорить с тем, что описанный информационно-фрагментарный синдром – яркий признак именно нашего времени, прямой результат информационной перегрузки позднекапиталистического общества. При этом, явление это молодое и возникло буквально три-пять лет назад.

Так не может продолжаться долго. Максимум еще сто лет, и человечество само или добровольно остановит бессмысленную информационно-финансовую гонку непонятно зачем и за чем, или станет популяцией олигофренов, не способных запомнить три цифры подряд. Максимум еще два десятка лет, и каждый будет ограничивать свое информационное потребление, а рекламисты перестанут так навязчиво терзать своих потенциальных клиентов через цифровые устройства.

Каждый человек имеет практически неограниченный ресурс восстановления и развития своих навыков. Это ресурс, заложенный в его генах и успешно реализовавшийся в наших предках. Обратив внимание и интерес вашего сотрудника к истории его семьи, к сильным качествам его предков, вы помогаете ему актуализировать, буквально «включить» скрытые резервы, восстановить волевые качества, повысить волю к победе.

Кстати, спорю на бутылку хорошего коньяка, Вы удивитесь, как много среди ваших менеджеров окажется воинов и героев.