Один мальчик по имени Федор жил в одном северном русском городе. В этом городе не было чего-либо особенно интересного, в целом, была довольно депрессивная атмосфера, и делать было особенно нечего. Федор находил утешение в чтении, а потом, от сочетания отсутствия достойного для пытливого ума занятия и скуки решил открыть свой бизнес.
Так он основал книжный магазин. Через некоторое время бизнес превратился в сеть магазинов, но наступил кризис 2008 года, бизнес стал убыточным, и все пришлось продать. Вышел из бизнеса Федор с долгами и твердым желанием достичь успеха.
Федор начал изучать пищевой бизнес, досконально изучил технологию приготовления быстрой еды и открыл собственный бизнес. В отличие от многих своих гигантских международных конкурентов Федор сделал ставку на одну простую идею - прозрачность бизнеса. Его бизнес глубоко оцифрован, он знает, сколько зарабатывает каждая точка, в каждом филиале камеры, и все сотрудники и акционеры знают все ключевые показатели бизнеса. Сегодня эта сеть процветает вопреки кризису, и наверное даже можно сказать - благодаря прошлому кризису и урокам, которые из них извлек Федор.
А в это время
Параллельно с историей Федора можно наблюдать историю ухода с российского рынка знаменитого бренда Sbarro. Цены на пиццу выросли, конкуренция не ослабла, владелец франшизы не согласился поменять поставщиков продуктов питания, в пиццериях начались задержки по зарплатам. В результате сотрудники 80 с лишним ресторанов лишатся работы, клиенты - вкуснейшей маргариты на тонком тесте, а владелец франшизы - нескольких лет упорного труда и миллиардов вложений.
Рассказывают, что не так давно похожий казус случился с Walmart в Германии. Гигант торговли вбухал чудовищные миллиарды в открытие магазинов в Германии, выложил свой традиционный ассортимент, по знаменитой методике обучил промоутеров. Говорят, что немецкие граждане, услышав в магазине громогласное "Halloooo! Wir sind froh Sie bei Walmart zu sehen, herzlich willkommen!" испуганно шарахались, брали первую попавшуюся лейку или клизьму и скорее искали выход. Walmart просто решил не учитывать тот маленький факт, что в немецких магазинах не принято громко обращаться к посетителям и приглашать за покупками, и после открытия не стал ничего менять.
Почему одни пиццерии развиваются, а другие уходят с рынка? Дело явно не только в колебаниях цен на продукты и в восприятии упаковки. Дело даже не в какой-то конкретной идее или ценности, которую вы развиваете - ведь у каждой крупной компании есть свои идеи, миссии, видения. Дело в способности и готовности учиться. Вы можете учиться у вашего клиента - или уйдете из бизнеса. Мальчик Федор знает это, и поэтому его бизнес растет на десятки если не сотни процентов в год.