Как бизнесу пройти Великий Супер-п****ь и выйти из кризиса

25.02.2022 / By Андрей Майборода

Не хочу начинать с плохой новости, говорят, их плохо дочитывают, и тем не менее… 

…Великий Супер-п*****ь неизбежен, предсказан и обсужден всеми смыслящими и видящими людьми на нашей планете. Мне достаточно одного американца и одного русского. Джереми Грэнтхэм, корифей анализа спекулятивных рынков, указывает на характерный симптом “безумства инвесторов” и утверждает о неизбежности лопания супер-пузыря, в котором находится экономика США и - теперь уже - большого количества стран по всему мира. А Сергей Брекотин из Aftershock объясняет, почему и нас точно заденет.

Если выбрать метафору для соотношения экономики и общества, то она чем-то похожа на сознание общества. В экономике, как в сознании человека, пузырями раздуваются сверхидеи, и сейчас мы видим, что сверхидея выживания капитализма раздулась до колоссальных размеров. Она пытается вытеснить все прочие подходы, инструменты и концепции, и активная часть общества словно одержимое носится в поисках выхода. 

Выход неизбежен, и этим выходом будет столкновение с реальностью, знаменитый reality check. Как грандиозный нарцисс патологически не готов видеть реальность, потому что она принесет его больной психике слишком много страданий, общество стремительно идет к проверке реальностью - концу супер-пузыря.

Второй извечный вопрос

Если с виновностью всё понятно и не так важно, то с тем, как бизнесу сохранить свое положение много вопросов. Поделимся соображениями на этот счёт. 

Кризис как сложное, многоплановое явление, имеет огромный ресурс. Проблема содержит возможность, скрытую от глаз, но воспринимаемую иными способами. 

Любой человек может воспринимать возможности ситуации помимо разума еще двумя способами - интуитивным знанием и творческим озарением. Именно об этом Николай Рерих говорил как о “тонком мире” и “огненном мире идей”. Каждый из нас присутствует не только в материальном мире, он может присутствовать в других мирах, в которых попробует себе позволить. Например, если вы спите, вы находитесь одновременно в материальном и тонком мирах.

Ценная информация, так называемые “бизнес-инсайты”, известны деловому миру давно. Вспомним, что Айпод и Айфон - результат тех самых озарений, для которых их великий автор Стив Джобс проявил смелость мечтания и визионерства. 

Эти возможности открыты для каждого предпринимателя на планете. 

Вот некоторые уже опробованные подходы для этого:

Переоцените ваш бизнес

Когда экономические показатели у всех все равно неважные, посмотрите, чем еще ваш бизнес отличается от других компаний. В чем его явная сильная сторона, которая всегда видна, когда на банковском счету мало денег. 

Проведите инсайт-сессию с командой и ментором о том, как максимально использовать эту сильную сторону для сохранения бизнеса.

Пересмотрите отношения с командой

Если у вас есть кассовый разрыв, чтобы сохранить команду, последуйте стратегии Zappos, которые в кризисный момент предложили команде опцион

Будьте предельно честны, и команда вас не отвергнет.

Настройтесь на волну творчества и процветания

Творить новые бизнес-идеи и концепции в состоянии стресса - бесполезное занятие. Сфокусируйте сознание на том, что вам важно проявить творческий подход. Поддерживайте всеми доступными способами эту вибрацию во всей команде, которая работает над трансформацией бизнеса. Поверьте, это недорого.

Создавайте новые оси сравнения и новые рынки

Добавляйте новые возможности для клиентов. У успешных добавлений два критерия: 1) от них за сложностью отказываются другие и 2) они решают жестокую актуальную боль ваших клиентов, от которых вы пока отворачивались.

Создавайте и воплощайте позитивные намерения

Намерение улучшить сервис должно выливаться в цели. Цели должны проговариваться и объявляться. Задачи должны выполняться в срок. Ошибайтесь как можно быстрее и дешевле. Без ошибок никак, темп приоритетен.

Честно и часто коммуницируйте с рынком

Чем острее положение, тем чаще и честнее должна быть ваша коммуникация с главными людьми в вашем бизнесе - с вашими клиентами. Давайте им частые апдейты, делитесь по-настоящему ценными сведениями, которые вы не рассказали бы им в обычной ситуации, будьте накоротке, переписывайтесь, вещайте, говорите.

Вместо послесловия

Интересный факт, некоторые компании проходят кризисы задолго до других, и так случилось, что мы в Гринбизнес большой Супер-П*****ъ прошли еще в 2020 году.  Практически все из этих советов были успешно применены нами тогда, и есть даже шутливая история про это. В ней мы опустили только две вещи, о которых честно говорю сейчас: мы прошли через увольнение и прием всей команды и мы прошли через полную остановку платежей и восстановление через новый продукт, пусть и зафиксировали бухгалтерский убыток в 2020 году. Потребовалось поработать целый год, чтобы в прошлом декабре мы сделали новый исторический рекорд выручки. Хотел бы я сказать, что вас наверное это минует, но искренне сомневаюсь.

В предсказанном конце капитализма и конце этой статьи - хорошая новость. На самом деле, метафора со сверхидеей нарцисса применительно к глобальному обществу не совсем верна, а точнее - совсем неверна. В нашем обществе всегда жили несколько разных людей с разными личностями, из которых один грандиозный нарцисс некоторое время пытался подчинить других себе. Он пытался запугивать соседей, манипулировал ими, обманывал их. И тогда бОльшая часть жителей поняла, что их сосед бесповоротно нездоров, объединилась и аккуратно поселила своего страдающего соседа в соседнюю комнату. 

Давайте помнить, что процветание начинается из нашего сознания. 

А у нас на подходе полезный материал о модели ультраживучести бизнеса. Так что на связи ;-)