На пути к экономике счастья

20.01.2016 / By Андрей Майборода

7% читателей-бизнесменов, которые инвестируют в подробное чтение этой статьи 12 минут, без особых проблем переживут текущий «кризис» и закроют свой бизнес, только если сами того захотят.

Сегодня, когда в российском обществе можно увидеть нервозные настроения из-за экономики, политики, да и просто так, «из-за всего», вновь обострился вечный русский кризисный вопрос – «что делать». Пессимисты уже построили план относительно безболезненной потери собственного бизнеса с последующим позорным бегством достойным дауншифтингом в какую-нибудь страну (любую, только бы своим в глаза не смотреть подольше). Оптимисты сжимают губы и упрямо повторяют что-то вроде «все будет хорошо», «прорвемся», «и не такое видали», но плана действий из их слов как-то не просматривается.

Не пора ли попробовать понять текущее положение дел? Может, это будет более эффективно, чем сразу что-то планировать или же чем просто бездействовать?

Не пора ли нам понять, что текущая ситуация предоставляет уникальную возможность?

Какую возможность?

Сегодняшняя ситуация предлагает всему нашему обществу возможность перейти к экономике счастья.

Какого счастья?

Давайте разберемся.

Понимание истинной природы вещей как путь к счастливой жизни

Экономика счастья – это концепция, во главе угла которой лежит не постоянная максимизация прибыли, а минимизация своих страданий, измерение и повышение удовлетворенности и счастья каждого человека и каждого субъекта рынка.

Как несложно догадаться, эта концепция немало взяла из мудрости Востока и наводит мысли на священные буддистские тексты. Тем не менее, в разработку этих идей внесли весомый вклад и западные мыслители. Книгу одного из них, Эрнста Шумахера «Малое прекрасно» горячо рекомендую всем, кто интересуется вопросами, как обеспечить живучесть бизнеса в любых условиях и заложить фундамент процветания на пару сотен лет.

Об этом говорит концепция «буддистской экономики». Основное положение этой  экономической концепции, следующее:

- экономика должна быть направлена на освобождение человека от страданий и противоречий, на обретение счастья, не требующего постоянного потребления, и это возможно через познание мира в его истинной природе.

Сам термин «буддистская экономика» означает вовсе не «экономика для буддистов» или «экономика для стран с буддизмом» и даже не «экономика для будд», а лишь «экономика, использующая понятия философской системы буддизма». Поскольку одним из центральных понятий в буддизме для человека является обретения сукхи (sukha) – счастья, то на русском языке вполне уместно говорить об «экономике счастья».

Человек всегда стремился и всегда будет стремиться обрести подлинное счастье и освободиться от страданий. Освобождение от страданий возможно только путем познания вещей в их истинной природе.

Истинная природа вещей – постоянная изменчивость. Застывание организма в одном состоянии – это смерть, но даже она не является конечной точкой, а является лишь кратким промежуточным этапом перед переходом в новое состояние.

Привязка к «ложному эго» как человека, так и целой компании – это путь к дукхе, боли, страданиям, противоречиям. Интересно, что понятие dukha, уже детально изучено западными учеными и, таким образом, нашло подтверждение в официальной науке.

Путь избавления от страданий и обретения счастья – знаменитый «Восьмеричный Путь» в Будда Дхамме. Главное в жизни человека, которому близки идеи гармоничного сосуществования человека и природы – развивать мудрость, называемую панна (panna).

Что происходит в экономике сейчас

Вернемся к предмету этой статьи. Что происходит в экономике сейчас? Отвлечемся от приносящей беспокойство прессы. Сделаем попытку понять происходящее в его истинной природе. Как бы кому-то ни хотелось, в экономике сейчас происходит то, что на рисунке.

 

Экономически говоря, наша и другие страны находятся на этапе нисходящего развития экономического цикла. Экономика сжимается.

На самом деле, это неполное и неверное представление.

Космологически, планетарно размышляя, сейчас мы находимся на определенном этапе вращения колеса жизни, колеса И-Цзин, если Вам так больше нравится.

Восточная мудрость учит нас: за кризисом всегда, обязательно, непременно следует расцвет, и кризис нужен, чтобы дать почву для расцвета. За текущей ситуацией также последует рост, к которому нужно готовиться.

Каждая ответственная компания в России обязана использовать сегодняшний день как почву для своего завтрашнего процветания.

Каждый ответственный российский бизнесмен должен изменить свое сознание и верования, чтобы его компания выжила и продемонстрировала рост в будущем периоде.

Изменив свои подходы к работе в соответствии с изменениями времени, любая российская компания в состоянии не только не потерять ничего в текущем периоде, но и построить базис для будущего роста.

Скафандр навязанных ценностей

Сегодняшнему российскому бизнесу, как и бизнесу во многих других странах мира, мешает избавиться от неизбежных болезненных ощущений собственные статичные представления о себе как компании, то самое ложное эго, которое и восточные мудрецы, и западные психологи часто сравнивают со скафандром.

Наше эго говорит нам: если Вы приличный человек, у Вас должна быть приличная работа, хорошая машина, счастливая семья, банковский счет, интересное хобби. Правда в том, что эго всегда отделяет нас от реальности-как-она-есть. Да-да, именно так – не соединяет, а отделяет от реальности. Наше сознание может быть замутненным, наше тело усталым и усыпляющим наш ум, даже наше восприятие органами чувств может подводить на каждом шагу. Все это вместе работает как более или менее испорченный телефон, передающее устройство с большим количеством помех.

Совершенно аналогичная ситуация наблюдается сегодня в деловом мире. Если Вы – приличная компания, то у Вас должен быть счет именно в приличном банке с дорогим обслуживанием, офис – респектабельный в центре города, сотрудники – только на высокой зарплате, сайт – модный, от какого-нибудь упорото-заоблачного рекламного агентства, аудит от аудиторской фирмы, сувенирка от Версаче, а кредиты – самые дорогие, под 75% в месяц!

«Эго бизнеса» еще причудливее и чудовищнее эго одного человека, ведь в «эго» бизнеса соединяются проекции эго сразу нескольких амбициозных людей, бюджеты на реализацию амбиций выше, чем на прихоти отдельного человека, а значит – и ущерб бизнесу больше. Попадая в скафандр навязанных ценностей, немногие бизнесы выживают. Чаще из них выпивают все соки различные фирмы, паразитирующие на ложных ценностях. Помните? -  сайт ведь должен быть именно дорогим, а кредит – как у приличных людей под 75%. Пожалуй, из всех бизнесов, которые умирают во второй год жизни, примерно половина умирает от удушья в своем скафандре навязанных бизнес-ценностей.

Смерть в «скафандре бизнес-ценностей» выглядит до банальности просто – промотали все деньги, не смогли заработать, взяли в долг, пустили фирму по миру. Одной фирмой меньше.

Эффективная стратегия счастья для человека и для организации – освободиться от жужжания навязанных ценностей, вычленить из реальности пользу именно для себя и практиковать полезное для себя с целью обрести покой и благополучие.

Как это применить в экономике вашей компании

Переходим к практике. Чтобы понять, какие аспекты бизнеса мы будем менять, приведем любопытную и полезную таблицу, которую дает венгерский экономист Ласло Жолнай.

Западная экономика стремится к…

Буддистская экономика стремится к…

(i) максимизации прибыли

(I) минимизации страданий

(ii) культивированию желаний

(II) упрощению желаний

(iii) открытию рынков

(III) ненасилию

(iv) эксплуатации окружающего мира

(IV) заботе об окружающем

(v) этике на основе личного интереса

(V) щедрости

Итак, чтобы перейти от сомнительного по своим перспективам развития по модели западной экономики к развитию по модели «экономики счастья», можно начать с пяти простых вещей.

1. Научитесь видеть в изменениях решение, а не проблему

Это избавит от стресса при каждом изменении экономической ситуации и научит находить возможности для заработка. Принцип генеративности гласит:

Проблема всегда содержит решение. Найдите самое болезненное в текущей ситуации именно для вас и обратите это в преимущество.

2. Измеряйте эффективность потребления

Измеряйте ее в часах удовлетворения/пользы на вложенный рубль.

Пример:

Покупка автомобиля. Вы купили автомобиль, который обошелся Вам в 750.000 рублей. Вы пользовались им 3 года (около 1000 календарных дней). Из 1000 календарных дней Вы реально воспользовались им только в течение 600 дней. В эти 600 дней Вы пользовались им в среднем в течение 4 часов в день, из которых 2 часа Вы обычно были вынуждены стоять в пробках, а значит пользоваться автомобилем без пользы для себя (не считая зимних месяцев J). Итого: Вы приобрели 1200 часов пользы за 750.000 рублей, что соответствует 0,0016 часа или около 0,01 минуты пользы за один Ваш рубль. Один час пользы вашего автомобиля без эксплуатационных затрат обойдется Вам в 625 рублей. Считайте сами, стоит ли час в обычном авто среднего класса 625 рублей, и это еще и без эксплуатационных затрат.

Другой пример:

Вы приобрели велосипед. Он обошелся Вам в 20.000 рублей. Вы пользовались им 6 лет в теплое время года, то есть по пять месяцев (150 дней) в году, итого 900 дней. За вычетом Вашей лени Вы пользовались им 600 дней. Каждый день Вы пользовались велосипедом 3 часа, пробки для Вас не были проблемой. Итого: Вы приобрели 1800 часов пользы за 20.000 рублей, то есть, 0,09 часа или 5,5 минут пользы за один Ваш рубль. Одна минута пользы обойдется Вам в 11 рублей, при этом в этом расчете мы не учли дополнительную пользу здоровью, которую Вы принесли себе, катаясь на велосипеде в течение пяти лет.

Простые решения часто эффективнее сложных.

Простые желания, когда они выполнены, на самом деле, приносят ровно столько же счастья, сколько и самые изощренные.

3. Пересмотрите использование денег в вашей компании.

Считается, что для производства нужен труд и капитал.

Однако доступных ресурсов у каждого человека и у каждой фирмы намного больше, и далеко не все из них требуют капитала. Зато многие так или иначе берут истоки из той самой панны, мудрости-воспринимать-мир-как-он-есть. Посмотрите на схему, предлагаемую интереснейшим экономистом из Тайланда Альпичаи Пунтазеном.

 

В нашу деятельность мы в любой момент можем вложить и наш интеллектуальный потенциал, и физическую силу, и технологии, и разные виды энергии, и природные ресурсы. Капитал – лишь один из ресурсов, и однозначно не главный.

Выделите статьи затрат или бизнес-процессы, наиболее зависимые от денег.

Проанализируйте, какими способами и ресурсами можно равноценно заменить использование денег или уменьшить количество денег, необходимое для качественного функционирования данного процесса.

Примите организационные решения.

Измените свое отношение к реальности.

Изменитесь-в-Реальности.

В вашем бизнесе и жизни вы не обязаны быть глупым туристом в бурлящем иноземном городе, который переплачивает за все просто потому, что ему так сказали.

4. Откажитесь от конфликтных действий в бизнесе и жизни

Любые затраченные усилия на конфликт – усилия, затраченные с минимумом эффективности, потому что в конфликте чаще всего обе стороны проигравшие.

Поэтому – бюджеты, выделенные на потопление конкурентов – потраченные впустую бюджеты, а усилия по навязыванию ненужных продуктов – бесполезная трата времени.

Избегайте участия в конфликтах и минимизируйте затрачиваемое на них время.

Превращайте конкурентов в коллег и партнеров, находите для себя ниши, договаривайтесь о формах сосуществования.

5. Живите по принципу самообеспечения

Отдавать какое-либо дело или задачу на подряд имеет смысл, 1) когда на подряд будет дешевле и 2) когда Вы не умеете что-то делать хорошо.

Поэтому инвестируйте в обучение – в то, что Вы не знаете, и находите подрядчиков, когда это дешевле.

Семьи наших предков в России испокон веку сами строили себе дома, выращивали урожаи и обшивали себя.

Особенно этот принцип – обходиться тем, что можешь сделать сам, касается природных ресурсов.

Чистота и баланс природы – невозобновляемый ресурс.

6. Стремитесь отдать рынку, а не взять у него

Можно долго спорить, что привело iPhone к успеху, однако непреложным останется то, что компания Apple действительно стремилась качественно изменить опыт пользования мобильным телефоном. Именно это удалось Apple прежде всего и именно это принесло компании оглушительный коммерческий успех – а даже не талантливая презентация Стива Джобса в 2006 году.

Именно то, что Генри Форд создал первый поистине массовый автомобиль, доступный многим, сделало его богатым и знаменитым, а не само по себе то, что он применил конвейерную сборку.

Эти два примера – яркие примеры намерения дать рынку, а не взять что-то у него.

Только компании, нацеленные на то, чтобы отдавать, становятся великими и живут в течение десятилетий и столетий.

Сегодняшняя ситуация в России предлагает всему нашему обществу возможность перейти к экономике счастья.

Чтобы осуществить этот переход, нужно избавиться от навязанных представлений о том, то нужно вашему бизнесу, честно посчитать полезность вашего потребления, переосмыслить ваши ресурсы и минимизировать количество усилий и средств, которые вы тратите на конфликты.

И главное – вам нужно изо всех сил стараться принести рынку пользу, ведь при этом условии вы обречены на востребованность и на успех.

Колесо жизни завершает очередной сектор своего вращения, проводя нас по очередному кризису.

Последующий взлет обещает быть фееричным.