7% читателей-бизнесменов, которые инвестируют в подробное чтение этой статьи 12 минут, без особых проблем переживут текущий «кризис» и закроют свой бизнес, только если сами того захотят.
Сегодня, когда в российском обществе можно увидеть нервозные настроения из-за экономики, политики, да и просто так, «из-за всего», вновь обострился вечный русский кризисный вопрос – «что делать». Пессимисты уже построили план относительно безболезненной потери собственного бизнеса с последующим позорным бегством достойным дауншифтингом в какую-нибудь страну (любую, только бы своим в глаза не смотреть подольше). Оптимисты сжимают губы и упрямо повторяют что-то вроде «все будет хорошо», «прорвемся», «и не такое видали», но плана действий из их слов как-то не просматривается.
Не пора ли попробовать понять текущее положение дел? Может, это будет более эффективно, чем сразу что-то планировать или же чем просто бездействовать?
Не пора ли нам понять, что текущая ситуация предоставляет уникальную возможность?
Какую возможность?
Сегодняшняя ситуация предлагает всему нашему обществу возможность перейти к экономике счастья.
Какого счастья?
Давайте разберемся.
Понимание истинной природы вещей как путь к счастливой жизни
Экономика счастья – это концепция, во главе угла которой лежит не постоянная максимизация прибыли, а минимизация своих страданий, измерение и повышение удовлетворенности и счастья каждого человека и каждого субъекта рынка.
Как несложно догадаться, эта концепция немало взяла из мудрости Востока и наводит мысли на священные буддистские тексты. Тем не менее, в разработку этих идей внесли весомый вклад и западные мыслители. Книгу одного из них, Эрнста Шумахера «Малое прекрасно» горячо рекомендую всем, кто интересуется вопросами, как обеспечить живучесть бизнеса в любых условиях и заложить фундамент процветания на пару сотен лет.
Об этом говорит концепция «буддистской экономики». Основное положение этой экономической концепции, следующее:
- экономика должна быть направлена на освобождение человека от страданий и противоречий, на обретение счастья, не требующего постоянного потребления, и это возможно через познание мира в его истинной природе.
Сам термин «буддистская экономика» означает вовсе не «экономика для буддистов» или «экономика для стран с буддизмом» и даже не «экономика для будд», а лишь «экономика, использующая понятия философской системы буддизма». Поскольку одним из центральных понятий в буддизме для человека является обретения сукхи (sukha) – счастья, то на русском языке вполне уместно говорить об «экономике счастья».
Человек всегда стремился и всегда будет стремиться обрести подлинное счастье и освободиться от страданий. Освобождение от страданий возможно только путем познания вещей в их истинной природе.
Истинная природа вещей – постоянная изменчивость. Застывание организма в одном состоянии – это смерть, но даже она не является конечной точкой, а является лишь кратким промежуточным этапом перед переходом в новое состояние.
Привязка к «ложному эго» как человека, так и целой компании – это путь к дукхе, боли, страданиям, противоречиям. Интересно, что понятие dukha, уже детально изучено западными учеными и, таким образом, нашло подтверждение в официальной науке.
Путь избавления от страданий и обретения счастья – знаменитый «Восьмеричный Путь» в Будда Дхамме. Главное в жизни человека, которому близки идеи гармоничного сосуществования человека и природы – развивать мудрость, называемую панна (panna).
Что происходит в экономике сейчас
Вернемся к предмету этой статьи. Что происходит в экономике сейчас? Отвлечемся от приносящей беспокойство прессы. Сделаем попытку понять происходящее в его истинной природе. Как бы кому-то ни хотелось, в экономике сейчас происходит то, что на рисунке.
Экономически говоря, наша и другие страны находятся на этапе нисходящего развития экономического цикла. Экономика сжимается.
На самом деле, это неполное и неверное представление.
Космологически, планетарно размышляя, сейчас мы находимся на определенном этапе вращения колеса жизни, колеса И-Цзин, если Вам так больше нравится.
Восточная мудрость учит нас: за кризисом всегда, обязательно, непременно следует расцвет, и кризис нужен, чтобы дать почву для расцвета. За текущей ситуацией также последует рост, к которому нужно готовиться.
Каждая ответственная компания в России обязана использовать сегодняшний день как почву для своего завтрашнего процветания.
Каждый ответственный российский бизнесмен должен изменить свое сознание и верования, чтобы его компания выжила и продемонстрировала рост в будущем периоде.
Изменив свои подходы к работе в соответствии с изменениями времени, любая российская компания в состоянии не только не потерять ничего в текущем периоде, но и построить базис для будущего роста.
Скафандр навязанных ценностей
Сегодняшнему российскому бизнесу, как и бизнесу во многих других странах мира, мешает избавиться от неизбежных болезненных ощущений собственные статичные представления о себе как компании, то самое ложное эго, которое и восточные мудрецы, и западные психологи часто сравнивают со скафандром.
Наше эго говорит нам: если Вы приличный человек, у Вас должна быть приличная работа, хорошая машина, счастливая семья, банковский счет, интересное хобби. Правда в том, что эго всегда отделяет нас от реальности-как-она-есть. Да-да, именно так – не соединяет, а отделяет от реальности. Наше сознание может быть замутненным, наше тело усталым и усыпляющим наш ум, даже наше восприятие органами чувств может подводить на каждом шагу. Все это вместе работает как более или менее испорченный телефон, передающее устройство с большим количеством помех.
Совершенно аналогичная ситуация наблюдается сегодня в деловом мире. Если Вы – приличная компания, то у Вас должен быть счет именно в приличном банке с дорогим обслуживанием, офис – респектабельный в центре города, сотрудники – только на высокой зарплате, сайт – модный, от какого-нибудь упорото-заоблачного рекламного агентства, аудит от аудиторской фирмы, сувенирка от Версаче, а кредиты – самые дорогие, под 75% в месяц!
«Эго бизнеса» еще причудливее и чудовищнее эго одного человека, ведь в «эго» бизнеса соединяются проекции эго сразу нескольких амбициозных людей, бюджеты на реализацию амбиций выше, чем на прихоти отдельного человека, а значит – и ущерб бизнесу больше. Попадая в скафандр навязанных ценностей, немногие бизнесы выживают. Чаще из них выпивают все соки различные фирмы, паразитирующие на ложных ценностях. Помните? - сайт ведь должен быть именно дорогим, а кредит – как у приличных людей под 75%. Пожалуй, из всех бизнесов, которые умирают во второй год жизни, примерно половина умирает от удушья в своем скафандре навязанных бизнес-ценностей.
Смерть в «скафандре бизнес-ценностей» выглядит до банальности просто – промотали все деньги, не смогли заработать, взяли в долг, пустили фирму по миру. Одной фирмой меньше.
Эффективная стратегия счастья для человека и для организации – освободиться от жужжания навязанных ценностей, вычленить из реальности пользу именно для себя и практиковать полезное для себя с целью обрести покой и благополучие.
Как это применить в экономике вашей компании
Переходим к практике. Чтобы понять, какие аспекты бизнеса мы будем менять, приведем любопытную и полезную таблицу, которую дает венгерский экономист Ласло Жолнай.
Западная экономика стремится к… |
Буддистская экономика стремится к… |
(i) максимизации прибыли |
(I) минимизации страданий |
(ii) культивированию желаний |
(II) упрощению желаний |
(iii) открытию рынков |
(III) ненасилию |
(iv) эксплуатации окружающего мира |
(IV) заботе об окружающем |
(v) этике на основе личного интереса |
(V) щедрости |
Итак, чтобы перейти от сомнительного по своим перспективам развития по модели западной экономики к развитию по модели «экономики счастья», можно начать с пяти простых вещей.
1. Научитесь видеть в изменениях решение, а не проблему
Это избавит от стресса при каждом изменении экономической ситуации и научит находить возможности для заработка. Принцип генеративности гласит:
Проблема всегда содержит решение. Найдите самое болезненное в текущей ситуации именно для вас и обратите это в преимущество.
2. Измеряйте эффективность потребления
Измеряйте ее в часах удовлетворения/пользы на вложенный рубль.
Пример:
Покупка автомобиля. Вы купили автомобиль, который обошелся Вам в 750.000 рублей. Вы пользовались им 3 года (около 1000 календарных дней). Из 1000 календарных дней Вы реально воспользовались им только в течение 600 дней. В эти 600 дней Вы пользовались им в среднем в течение 4 часов в день, из которых 2 часа Вы обычно были вынуждены стоять в пробках, а значит пользоваться автомобилем без пользы для себя (не считая зимних месяцев J). Итого: Вы приобрели 1200 часов пользы за 750.000 рублей, что соответствует 0,0016 часа или около 0,01 минуты пользы за один Ваш рубль. Один час пользы вашего автомобиля без эксплуатационных затрат обойдется Вам в 625 рублей. Считайте сами, стоит ли час в обычном авто среднего класса 625 рублей, и это еще и без эксплуатационных затрат.
Другой пример:
Вы приобрели велосипед. Он обошелся Вам в 20.000 рублей. Вы пользовались им 6 лет в теплое время года, то есть по пять месяцев (150 дней) в году, итого 900 дней. За вычетом Вашей лени Вы пользовались им 600 дней. Каждый день Вы пользовались велосипедом 3 часа, пробки для Вас не были проблемой. Итого: Вы приобрели 1800 часов пользы за 20.000 рублей, то есть, 0,09 часа или 5,5 минут пользы за один Ваш рубль. Одна минута пользы обойдется Вам в 11 рублей, при этом в этом расчете мы не учли дополнительную пользу здоровью, которую Вы принесли себе, катаясь на велосипеде в течение пяти лет.
Простые решения часто эффективнее сложных.
Простые желания, когда они выполнены, на самом деле, приносят ровно столько же счастья, сколько и самые изощренные.
3. Пересмотрите использование денег в вашей компании.
Считается, что для производства нужен труд и капитал.
Однако доступных ресурсов у каждого человека и у каждой фирмы намного больше, и далеко не все из них требуют капитала. Зато многие так или иначе берут истоки из той самой панны, мудрости-воспринимать-мир-как-он-есть. Посмотрите на схему, предлагаемую интереснейшим экономистом из Тайланда Альпичаи Пунтазеном.
В нашу деятельность мы в любой момент можем вложить и наш интеллектуальный потенциал, и физическую силу, и технологии, и разные виды энергии, и природные ресурсы. Капитал – лишь один из ресурсов, и однозначно не главный.
Выделите статьи затрат или бизнес-процессы, наиболее зависимые от денег.
Проанализируйте, какими способами и ресурсами можно равноценно заменить использование денег или уменьшить количество денег, необходимое для качественного функционирования данного процесса.
Примите организационные решения.
Измените свое отношение к реальности.
Изменитесь-в-Реальности.
В вашем бизнесе и жизни вы не обязаны быть глупым туристом в бурлящем иноземном городе, который переплачивает за все просто потому, что ему так сказали.
4. Откажитесь от конфликтных действий в бизнесе и жизни
Любые затраченные усилия на конфликт – усилия, затраченные с минимумом эффективности, потому что в конфликте чаще всего обе стороны проигравшие.
Поэтому – бюджеты, выделенные на потопление конкурентов – потраченные впустую бюджеты, а усилия по навязыванию ненужных продуктов – бесполезная трата времени.
Избегайте участия в конфликтах и минимизируйте затрачиваемое на них время.
Превращайте конкурентов в коллег и партнеров, находите для себя ниши, договаривайтесь о формах сосуществования.
5. Живите по принципу самообеспечения
Отдавать какое-либо дело или задачу на подряд имеет смысл, 1) когда на подряд будет дешевле и 2) когда Вы не умеете что-то делать хорошо.
Поэтому инвестируйте в обучение – в то, что Вы не знаете, и находите подрядчиков, когда это дешевле.
Семьи наших предков в России испокон веку сами строили себе дома, выращивали урожаи и обшивали себя.
Особенно этот принцип – обходиться тем, что можешь сделать сам, касается природных ресурсов.
Чистота и баланс природы – невозобновляемый ресурс.
6. Стремитесь отдать рынку, а не взять у него
Можно долго спорить, что привело iPhone к успеху, однако непреложным останется то, что компания Apple действительно стремилась качественно изменить опыт пользования мобильным телефоном. Именно это удалось Apple прежде всего и именно это принесло компании оглушительный коммерческий успех – а даже не талантливая презентация Стива Джобса в 2006 году.
Именно то, что Генри Форд создал первый поистине массовый автомобиль, доступный многим, сделало его богатым и знаменитым, а не само по себе то, что он применил конвейерную сборку.
Эти два примера – яркие примеры намерения дать рынку, а не взять что-то у него.
Только компании, нацеленные на то, чтобы отдавать, становятся великими и живут в течение десятилетий и столетий.
Сегодняшняя ситуация в России предлагает всему нашему обществу возможность перейти к экономике счастья.
Чтобы осуществить этот переход, нужно избавиться от навязанных представлений о том, то нужно вашему бизнесу, честно посчитать полезность вашего потребления, переосмыслить ваши ресурсы и минимизировать количество усилий и средств, которые вы тратите на конфликты.
И главное – вам нужно изо всех сил стараться принести рынку пользу, ведь при этом условии вы обречены на востребованность и на успех.
Колесо жизни завершает очередной сектор своего вращения, проводя нас по очередному кризису.
Последующий взлет обещает быть фееричным.