В разных организациях создаются разные системы продаж, и эти системы отличаются тем, что мы в GreenBusiness называем стилем организации продаж.
Стиль продаж – это на какое учреждение вы похожи в вашей работе с клиентами, это как вы относитесь к клиентам, это какие приемы продаж применяете – все это вместе. По стилю организации продаж одна компания может быть похожа на церковь, другая на конвейер, третья на боксерский зал. Одна компания в общении с клиентами будет напирать на рациональные выгоды, другая продавать эмоции. Одна годами будет доводить до совершенства свою систему продаж, другая просто наладит конвейер. И при этом одним компаниям выбранные стили могут «идти», а другим – совсем не подходить.
В этом небольшом очерке разберемся в стилях организации процесса продаж, осветим три самые частые «стилистические ошибки» в организации продаж, которых Вашему бизнесу лучше избежать, и поможем выбрать подходящий стиль продажи.
Мы выделили шесть распространенных стилей организации процессов продаж.
Почему клиент покупает: ваш клиент продает ваши услуги или продукт себе сам, вы лишь помогаете ему завершить продажу наводящими действиями
Какие организации практикуют: религиозные, продуктовые компании с сильным брендом
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: любых
Типичный сценарий общения с клиентом:
взрыв положительных эмоций у клиента вначале |
|
погружение в глубину потребностей клиента |
|
вызывание WOW-эффекта |
|
подчеркнутое ненавязывание |
|
уход в манящую даль с удаляющейся улыбкой |
Какие инструменты и приемы используются:
- внимание упаковке продукта
- диагностика потребностей
- харизма
- постоянное улучшение качества/TQM
- теория касаний
- бренд
- product placement
Главный инструмент воздействия на Клиента: собственный ум и сердце Клиента
Уровень сложности создания: 10 из 10
Недостаток стиля: очень сложно создать, нужно долго экспериментировать, необходимо постоянно совершенствовать каждый компонент системы продаж
Как это выглядит в кино: Сиддхартха, 1972
Почему клиент покупает: клиент просит Вас продать ему это, потому что он очень хочет получить то, что дает ваш продукт или услуга
Какие организации практикуют: секты, компании с большим маркетингом и бюджетом
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: В2С, эмоционально воспринимаемые товары, товары спонтанного спроса
Типичный сценарий общения с клиентом:
вызывание умиления/улыбки у клиента вначале |
|
вкусная и эффектная презентация базового продукта |
|
приятное общение с клиентом |
|
проявление понимания его потребностям (но не всегда их учет) |
|
ненавязывание |
|
призыв к действию и ожидание реакции от клиента |
Какие инструменты и приемы используются:
- 7P, AIDA
- упаковка продукта
- демонстрация продукта
- тренды
- гламур
- раскованность в общении
Главный инструмент воздействия на Клиента: желания (в том числе, спонтанные) Клиента
Недостаток стиля: чтобы создать, нужны большие вложения в бренд и пафос
Уровень сложности создания: 7 из 10
Как это выглядит в кино: 99 франков, 2007
Почему клиент покупает: клиент покупает, загнанный в угол пониманием своей боли и необходимости ее снятия, либо под воздействием внушения и манипуляций.
Какие организации практикуют: медицинские, услуги непервой необходимости
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: медицина, образование, обслуживание сделанных вложений и купленных вещей, сетевая торговля
Типичный сценарий общения с клиентом:
быстрая возможность контакта |
|
агрессивные продающие тексты |
|
детальный перечень предлагаемых ценностей и преимуществ |
|
активное общение с потенциальным клиентом |
|
жесткий дожим |
|
манипуляции при закрытии сделок |
Какие инструменты и приемы используются:
- продающие тексты
- партизанские методы маркетинга (сарафанка, смс, рассылки, вирус итд)
- работа от воронки продаж
- 100% гарантии
- НЛП
- жесткие переговоры
Главный инструмент воздействия на Клиента: страх и пороки Клиента
Уровень сложности создания: 6 из 10
Недостаток стиля: большой процент отказов, отказавшиеся потеряны навсегда
Как это выглядит в кино: Бойлерная, 2000
Почему клиент покупает: клиент осознанно принимает решение, получив полную информацию о предлагаемой возможности и поняв выгоды предложения.
Какие организации практикуют: услуги В2В, образовательные
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: любых
Типичный сценарий общения с клиентом:
деловой характер знакомства |
|
диагностика потребностей клиента |
|
презентация в стилистике доклада |
|
рациональная аргументация |
|
акцент на рациональные преимущества |
|
ожидание ответа от клиента |
Какие инструменты и приемы используются:
- акцент на экспертность
- презентация в стиле доклада
- продажа через ROI
- деловой этикет в речи и на письме, бумажные письма, факс
- официальный стиль
- работа по СПИН
Главный инструмент воздействия на Клиента: кругозор и убеждения Клиента
Уровень сложности создания: 5 из 10
Недостаток стиля: довольно высокий процент отказов из-за того, что многие клиенты принимают решение, основываясь, в том числе, и на эмоциях, предложения «не цепляют»
Как это выглядит в кино: В погоне за счастьем, 2006
Почему клиент покупает: клиент покупает, потому что в принципе когда-то хотел купить и теперь трудно отказать продавцу
Какие организации практикуют: агентства недвижимости, слуги В2В и В2С
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: любых
Типичный сценарий общения с клиентом:
харизматичное начало общения |
|
выявление потребностей клиента |
|
напористая презентация |
|
активная работа с возражениями |
|
настойчивость и ассертивность при дожиме сделки |
Какие инструменты и приемы используются:
- AIDA
- хорошо выученная презентация
- акцент на личные отношения
- использование DISC
- знание предпочтений клиента
- дружеский стиль общения
Главный инструмент воздействия на Клиента: заслуженная симпатия
Уровень сложности создания: 4 из 10
Недостаток стиля: большой процент отказов, психологическая сложность поддерживать темп работы и позитивный настрой
Как это выглядит в кино: Американцы/Гленгарри Глен Росс, 1992
Обслуживание по очереди
Почему клиент покупает: клиент вынужден покупать, потому что некоторые вещи нужно покупать
Какие организации практикуют: товары первой необходимости и неэластичного спроса
Для каких клиентов/сфер бизнеса подходит: продукты питания, лекарства
Типичный сценарий общения с клиентом: ознакомление с ассортиментом, стимулирование выбора из ассортимента, получение оплаты, отгрузка товара
ознакомление с ассортиментом |
|
стимулирование выбора из ассортимента |
|
получение оплаты |
|
отгрузка товара |
Какие инструменты и приемы используются:
- стандартное предложение
- широкая автоматизация заказа
- "плоский маркетинг"
Главный инструмент воздействия на Клиента: базовые потребности Клиента
Уровень сложности создания: 3 из 10
Недостаток стиля: принципиально не подходит для любых сложных услуг и продуктов, где требуется внимание к клиенту
Как это выглядит в кино: Королева бензоколонки, 1962
Три самых частых ошибки с выбором стиля продажи
1. Компания из сферы сложных услуг В2В пытается практиковать игру на желании или обслуживание по очереди.
Сегодня этим часто грешат рекламные агентства и так называемые digital компании, услуги которых требует большого внимания к потребностям Клиента и ориентации на бизнес-результат.
2. Компания из сферы услуг В2С или продуктов эмоционального потребления пытается практиковать честность в убеждении или манипуляцию на боли.
Отсюда получаются рекламные перлы от «маркетолухов» вроде «Купи гроб со скидкой – получи второй бесплатно».
3. Компания, предлагающая товары повседневного спроса или услуги неэластичного спроса пытается играть в добровольную самопродажу, не обладая гениальным продуктом и совершенным сервисом.
Как вы наверняка догадались, это болезнь наших медучреждений и многих супермаркетов с ненавязчивым сервисом и обезличенным подходом к посетителям.
Ваша сфера бизнеса и подходящий стиль продажи
Выбрать подходящий стиль продажи или создать собственный уникальный микс, пользуясь нашим магическим квадратом стилей продаж.
Рационально выбираемый товар
Подходящие стили продаж: Добровольная самопродажа Честность в убеждении Победа на настойчивости
Подходящие методы: AIDA, СПИН |
Эмоционально выбираемый товар
Подходящие стили продаж: Добровольная самопродажа Игра на желании Манипуляция на боли
Подходящие методы: 7Р, placement |
В2В
Подходящие стили продаж: Добровольная самопродажа Честность в убеждении Победа на настойчивости
Подходящие методы: ROI, DISC |
В2С
Подходящие стили продаж: Добровольная самопродажа Игра на желании Манипуляция на боли Обслуживание по очереди
Подходящие методы: НЛП, харизма |
Желаем вам найти свой уникальный стиль продажи, ведь если он подходит под специфику бизнеса, то неизбежно приведет вашу компанию к процветанию.