В этой статье я расскажу о таком новом тренде для повышения вовлеченности сотрудников как геймификация. Этот тренд напрямую связан с повышающейся важностью создания системы обучения и повышения компетенции профессионалов продаж вашей компании, о которой я писал еще два года назад в этой статье.
Геймификация - весьма серьезная технология
Сейчас в данной сфере используется два равнозначных термина - геймификация и игрофикация.
Для бизнеса и производства технологии геймификации - это внедрение символических мотивирующих элементов в любой рабочий процесс.
Многие руководители по привычке считают геймификацию несерьезной затеей, помня о происхождении термина от слова game - игра. "Мы тут не в игрушки играем, а на оборону страны работаем", - может сказать директор завода, выпускающего гражданскую и военную продукцию.
При этом сами элементы геймификации давно знакомы именно в армии. Выполнил три сложных боевых задания - получил повышение по званию и новую "звездочку". И это отлично работает, многие люди ради таких наград готовы даже рисковать жизнью. В связи с этим, технологию серьезнее, чем геймификация, сложно себе представить.
Главная ценность игровых элементов - стимулировать добросовестную работу через символические элементы и фиксацию достижений.
Каких эффектов позволяет достичь геймификация
- Все и всё на виду
Когда те или иные игровые механики внедряются в конкретном подразделении, видно и работу активных сотрудников, и отсутствие деятельности пассивных. Легко посчитать, насколько один сотрудник активнее, чем другой.
- Любой сложный процесс становится понятен
За счет символических элементов (иконок, бейджей, блок-схем) и наблюдения за динамикой прохождения по процессу коллег любой сотрудник быстро научается, что делать.
- Преодоление лени
Внедрение динамических игровых механик (например, квестов или рейтингов) с привязкой к ценному призу дает каждому сотруднику конкретный и наглядный стимул, ради чего ему стоит перестать прокрастинировать или заниматься малоэффективной работой и включиться в гонку. Причем, совершенно необязательно делать таким ценным призом деньги: свободное время и возможности сегодня становятся не менее сильными стимулами.
- Втягивание в соревнование
Особенно хороши рейтинги для постепенного увеличения производительности целого подразделения - азарт и соревновательный момент никто не отменял.
Как видно, геймификация способна решить очень серьезные проблемы многих компаний.
Именно из-за того, что эти преимущества в работе отдела продаж легко получить, внедрив несложную игровую механику, мы в компании Гринбизнес включили целую главу о геймификации в наш бесплатный онлайн-курс по системе продаж промышленного предприятия.
Какие инструменты геймификации вы можете быстро внедрить в отделе продаж производственной компании или предприятия
1. Единый рейтинг и годовой приз
Рейтинг может быть организован как в отдельной онлайн-таблице, так и на вашем корпоративном портале или в специальном трекере. В нем вы ведете статистику достижений сотрудников.
Рейтинг должен опираться на целевые действия, которые вы стимулируете (например, активный поиск и занесение в CRM новых потенциальных клиентов, или допродажи), и правила начисления баллов. Для упрощения придумайте символические награды за достижение значительных показателей по целевым действиям - в терминологии игропрактиков они называются бэйджи, в армии - ордена и медали.
2. Регулярные квесты
Наверное, любому коммерческому директору хотелось бы, чтобы его подразделение могло сделать мощный рывок производительности в сезон, и при этом не на всех предприятиях так реально происходит.
Другой случай - когда необходимо подтянуть тот или иной показатель, например, степень удовлетворенности клиентов.
Запуск квеста или игры на квартал - простое и элегантное решение, которое позволяет вовлечь всех и сплотить единой задачей. Главный момент - сделать игру одновременно реалистичной и увлекательной.
Такие проекты с успехом реализованы компаниями Yota и Tele2 и дали хорошие результаты.
3. Систему материальных отличий при достижениях
Внедрение системы значков/кубков/фишек на доске делает достижения каждого сотрудника видимыми и значимыми, и при этом это совсем недорого. Заодно ваш административно-хозяйственный отдел встряхнется, получив задачу на заказ корпоративных орденов.
4. Трекер достижений для отдела продаж
Наилучший эффект от внедрения геймификации достигается через внедрение гейм-трекера, подходящий под ваш сценарий продаж. Многие из них достаточно просты в освоении, если же у вас нет времени разбираться, вам могут помочь специалисты по внедрению геймификации в бизнесе.
Некоторые из решений приведены в нашей мини-википедии по геймификации, к которой вы можете запросить у меня и получить доступ вместе с ответами на ваш вопрос.
Пишите мне, если у вас есть вопросы по нюансам внедрения системы геймификации на вашем предприятии.
И до встречи в следующих публикациях!