11 эффективных инструментов агентства по оптимизации продаж и прибыли

27.03.2017 / By Андрей Майборода

Для того, чтобы результат проекта по оптимизации продаж и прибыли был предсказуем и радовал клиента, любое SPO-агентство должно применять эффективные методологии и проверенные инструменты. Пришло время для большой статьи, в которой мы расскажем, какие инструменты применяет агентство Гринбизнес, консалтинговая компания в СПб, придумавшая термин SPO. Эти Каждая компания может в любой момент применять эти методы для усиления своих рыночных позиций и развития.

 

1. Жизненный цикл компании и экономически цикл рынка

Жизненный цикл компании - отличный инструмент, введенный в деловую практику Ицхаком Адизесом. Использование жизненного цикла в работе с компанией, которая ставит перед собой цель повышения продаж, имеет два аспекта:

  • во-первых, мы можем увидеть, какова норма роста плана продаж на данном этапе цикла продаж, опираясь на положение в жизненном цикле; это часто дает ценные инсайты по корректировке размера плана продаж;
  • во-вторых, это помогает объяснить компании наиболее вероятный негативный сценарий развития (например, показать компании на этапе "давай-давай", как компания скатится в "ловушку основателя", если он не начнет заниматься регламентацией процессов).

Институт Адизеса проанализировал тысячи компании по всему миру, поэтому его концепция жизненного цикла очень хорошо применима и на российской действительности.

  

2. Анализ конкуренции и подходящая конкурентная стратегия

В основе этого анализа - методика 5F или "5 сил конкуренции" по Майклу Портеру. При разработке маркетинговой стратегии этот вид анализа обязательно рекомендуется проводить для того, чтобы:

  • понять влияние продуктов-заменителей на спрос и оценить реальный спрос на новый продукт;
  • оценить в деньгах величину барьера входа на рынок.

Многие инновационные продукты не выдерживают конкуренции именно с более простыми продуктами-заменителями, умирая в "долине смерти компании", то есть в первые три года работы.

 

3. Инновация ценности

Концепция, или лучше сказать инструмент "инновации ценности" введен в оборот авторами бестселлера "Стратегия голубых океанов" У Чан Кимом и Р. Моборн. Существующий продукт анализируется по всем релевантным аспектам сравнения, наряду с нашим продуктом анализируются все ключевые конкуренты, а затем через модель четырех действий (что создать, что усилить, что уменьшить, что убрать) определяются новые требуемые свойства нашего продукта, которые бы вывели его из деструктивной ("алой") конкуренции с существующими продуктами. Удобство данной модели в том, что результат ее применения всегда имеет наглядный вид графика.

 

4. Анализ зрелости рынка по Муру

Один из величайших профессионалов инновационного маркетинга и почему-то недооцененный автор в Росии Джеффри Мур написал отличную книгу "Преодоление пропасти", в которой показал основную проблему работы на рынке молодой компании. Именно Мур объяснил временную "пропасть" между группой ранних последователей продукта и ранним большинством рынка, в которой погибает большинство инновационных компаний. При помощи модели пропасти компания может:

  • понять, на какую реальную долю прогрессивных игроков от всего рынка компания может рассчитывать в первые два-три года развития;
  • выстроить финансовую стратегию и финансовый план в соответствии с прогнозом реальной доли рынка в первые 2-3 года.

 

 

5. Бизнес-модель и специфика продаж

Бизнес-модель определяет специфику бизнес-процесса продаж. Существует обкатанная практика описания бизнес-моделей, в которой выделяют ключевые компоненты описания бизнеса, такие как ценностное сообщение, ключевые сегменты покупателей, каналы коммуникации, методы продаж, ключевые ресурсы, ключевые партнеры, денежные потоки. Также в работе одного из самых авторитетных специалистов по этому вопросу А.Остервальдеру описан  ряд бизнес-моделей, таких как "многостороняя платформа", холдинговая модель, "длинный хвост" и другие.  

В основе бизнес-модели всегда лежит способ монетизации и структура денежных потоков. Так холдинговая модель подразумевает одновременное развитие нескольких денежных потоков на совершенно разных рынках и потому дивизиональную организационную структуру, а в каждом из дивизионов может быть своя схема бизнес-процесса продаж. В многосторонней платформе разные направления деятельности, услуги и денежные потоки объединяются в одном юридическом лице, некоторые из них могут быть убыточными или вспомогательными для генерации основных денежных потоков, поэтому в многосторонней платформе должен существовать один базовый бизнес-процесс, в который могут встраиваться разные подпроцессы. В модели "длинный хвост" схема бизнес-процесса должна быть максимально ориентирована на стимулирование повторных продаж и потому включать эффективную работу с негативом, регулярную допродажу, программы лояльности и другие характерные элементы.

Более подробную классификацию бизнес-моделей можно найти у профессора Майкла Раппа. Он выделяет 9 видов бизнес-моделей, каждой из которой соответствует характерная схема бизнес-процесса продаж.

Описание бизнес-модели позволит компании:

  • разработать оптимальную схему бизнес-процесса продаж с опорой на ключевые сегменты целевой аудитории;
  • избежать ошибок в построении бизнес-процесса продаж, не подходящего под бизнес-модель или не обеспечивающую достаточную выручку.

 

6. Партизанский маркетинг и маркетинг живых денег

Приемы партизанского маркетинга, "маркетинга живых денег", "генераторов быстрых денег" в той или иной мере описывают один и тот же набор приемов для увеличения выручки. К таким приемам относятся:

  • маркетинговые акции по стимулировании сбыта;
  • партнерские предложения;
  • предложения допродажи;
  • конкурентные контрпредложения;
  • вирусные рекламные акции;
  • бартерные схемы привлечения клиентов;
  • флешмобы;
  • прочие инструменты.

Все эти приемы нацелены на быстрое привлечение клиентов, и поэтому их разумное использование позволяет увеличить выручку компании в краткосрочной перспективе.

 

7. Lead mining

Идея Lead mining или динамической добычи потенциальных клиентов предполагает генерацию лидов на основе оперативной информации о потребностях компании, которую можно собрать в публичных источниках. Этот метод основан на старой русской пословице "дорога ложка к обеду".

К числу каналов lead mining относятся СМИ, соцсети, мобильные приложения, агрегаторы в интернете и другие точки сбора и обработки информации о потребностях компаний и частных лиц. Технология lead mining подразумевает четыре составляющие:

  • этап сбора информации о потенциальном клиенте;
  • этап подготовки персонального предложения;
  • этап контактирования;
  • этап выявления потребностей.

Технологии lead mining будет посвящена отдельная публикация компании GreenBusiness.

 

8. Законы теории ограничения систем для увеличения прибыли

Теория ограничения систем, основанная на работах и идеях гениального израильского ученого Элияху Голдратта, позволяет максимизировать способность организации генерировать деньги, называемую "проход", при минимизации необходимых для этого товарно-материальных ценностей. В рамках концепции оптимизация эффективности предприятия осуществляется на основе поиска ограничений и выделяется пять практических шагов:

  • найти ограничение в системе;
  • решить, как максимально использовать ограничение системы;
  • подчинить ограничению все элементы системы;
  • расширить ограничение, увеличив его мощность;
  • если ограничение устранено, перейти к шагу 1.

Применение теории ограничения систем позволяет компании:

  • увеличить выручку организации за счет оптимизации производственных процессов при отсутствии структурных изменений в технологии организации;
  • повысить рентабельность и прибыльность предприятия.

 

9. SMART-анализ сделок

Как бы ни был хорош продукт, кто-то его все равно не купит. Чтобы как можно точнее прогнозировать закрытие сделок, удобно использовать SMART-анализ сделок.

В ходе анализа сделка рассматривается с точки зрения следующих аспектов:

  • четкость предмета сделки;
  • четкость суммы сделки;
  • доступ к схеме принятия решения;
  • преимущества перед конкурентами;
  • релевантность сделки;
  • срок закрытия сделки.

SMART-анализ сделок позволяет:

  • получить достоверное представление о вероятности каждой вашей сделки в воронке продаж;
  • понять, какие действия должны быть совершены для закрытия каждой сделки.

 

10. Индивидуальные стили продаж

Каждый человек продает по-своему, и два человека не могут продавать одинаково хорошо, пользуясь одним и тем же методом продаж. Для максимальной эффективности каждому менеджеру необходимо выработать свой индивидуальный стиль продажи. К таким индивидуальным стилям можно отнести:

  • добровольная самопродажа;
  • игра на желании;
  • манипуляция на боли;
  • честность в убеждении;
  • победа за настойчивость;
  • обслуживание по очереди.

Подробнее об индивидуальных стилях можно прочитать здесь. Подбор индивидуальных стилей для сотрудников отдела продаж компании позволяет:

  • компенсировать индивидуальные слабости менеджеров за счет их сильных сторон;
  • повысить уровень мотивации в отделе продаж.

 

11. Рецепт великой компании

Концепция, разработанная Джимом Коллинзом в книге "От хорошего к великому", подразумевающая шесть компонентов компании, достигающей выдающихся результатов. В отечественной действительности особенно актуально:

  • развитие личности руководителей до руководителя пятого уровня;
  • "концепция ежа" (в чем ваша компания может быть лучшей в мире);
  • культура дисциплины.

Полноценное применение двух-трех из перечисленных инструментов способно дать существенный толчок в развитии вашего бизнеса, а внедрение всех десяти - вывести компанию в число процветающих и лидирующих на своем рынке.