Инструмент анализа и управления портфелем продаж. Воронка продаж представляет собой визуальное отображение всех текущих потенциальных клиентов на разных этапах цикла продажи.
Этапы воронки продаж соответствуют схеме бизнес-процесса продажи. Если у компании транзакционные продажи, основанные на входящих, этапами воронки продаж будут: входящий, первый контакт с входящим, презентация продукта, отправка договора, подписание договора. Если же у компании сложный инновационный продукт и консультационные продажи при необходимости активного поиска клиентов, то этапы воронки будут выглядеть, например, так: поиск целевых компаний, первый контакт, выявление потребностей, проработка предложения, согласование договора, подписание договора.
Чем меньше этапов в воронке продаж, тем быстрее будут осуществляться продажи. Чем больше этапов (ступеней) в воронке продаж, тем ниже ее конверсия. При проектировании воронки эксперт по продажам должен приложить усилия, чтобы уменьшить количество этапов и/или укрупнить ее ступени.
Понятие воронки продаж нередко отождествляют с понятиями "портфель продаж" и пайплайн. Сходство терминов в том, что оба отражают совокупность текущих лидов и сделок. При этом воронка продаж часто используется для анализа проблем конверсии путем определения перепадов количества сделок между отдельными этапами. Пайплайн же просто позволяет оценить сумму потенциальных сделок. Что касается понятия портфеля продаж, под ним чаще всего имеется в виду перечень уже закрытых сделок.