Опорный элемент в построении системы продаж, регламентированный перечень шагов от момента "нет клиента" до момента "есть клиент".
Бизнес-процесс продажи определяет длину цикла продажи, качество выявления потребностей, прогнозируемость ваших сделок.
При проектировании бизнес-процесса продаж следует учитывать следующие аспекты:
Транзакционный характер продаж имеет место, когда потребность сформирована и спрос эластичный - когда покупать будут при любых условиях и за любую цену. Консультационный характер означает, что для того, чтобы продать, нужно сначала проконсультировать клиента. Соответственно, при консультационном характере продаж в бизнес-процессе обязательно присутствует этап выявления потребностей.
Инновационность продукта определяет ступенчатый характер продажи по принципу "бесплатная версия продукта - платный продукт". Это связано с тем, что к любому инновационному продукту существует понятная доля недоверия. Поэтому если продукт инновационный, в бизнес-процессе продажи должен быть тестовый период или этап бесплатного использования.
Наличие сформированного спроса экономит менеджеру одну, и притом очень сложную ступень - поиск клиента. При сформированном спросе цикл продажи начинается с входящей заявки. При несформированном спросе необходимо искать клиента, и поэтому в бизнес-процессе продажи присутствует этап поиска и инициативного контакта с клиентом.
В любом бизнес-процессе продажи обязательно должен быть этап отслеживания оплаты.
После отслеживания оплаты бизнес-процесс продажи часто не заканчивается. В сервисной модели менеджер по продажам часто должен участвовать в оказании услуги/реализации проекта. При продуктовой модели после подписания договора необходим онбординг клиента, за который имеет смысл делать ответственным менеджера по продажам, если оплата может состояться после успешного онбординга.
Построение бизнес-процесса продажи должно подчиняться закону целесообразности. Распространенной ошибкой при проектировании процесса продажи является его дробление на более, чем десять этапов. Оптимальное число этапов процесса продажи - 5-7. Если можно объединить два этапа в один, это следует сделать хотя бы из соображений воспринимаемости этой схемы менеджером.
На базе схемы бизнес-процесса продажи разрабатывается регламент продажи и тактики продаж.