Жизненный цикл компании

Совокупность этапов жизни компании от рождения до смерти, описанная Ицхаком Адизесом. Жизненный цикл компании включает в себя следующие этапы:

  • этап идеи (флирт с бизнесом);
  • детство (младенчество);
  • быстрый рост (давай-давай);
  • юность;
  • расцвет;
  • аристократия;
  • бюрократия;
  • охота на ведьм;
  • смерть;

Каждому из этапов соответствуют типичные риски и нормы темпов роста.

Так, для этапа младенчества характерны риски «смерти во младенчестве и норма темпов роста 100-300%, для этапа «давай-давай» тот же темп роста и риски «ловушки основателя», для этапа юность - норма роста в районе 50-100% в год и риски «преждевременного старения» и так далее.

Хотя модель Адизеса достаточно универсальна и проверена на большом количестве реальных примеров, жизненный цикл каждой конкретной компании уникален.

Практическая польза для предпринимателя от анализа по схеме Адизеса:

  1. при постановке плана продаж можно ориентироваться на нормы роста оборота на разных этапах жизненного цикла;
  2. на каждом из этапов развития при помощи этой модели можно определить потенциальный «смертельный риск» и осуществить профилактику путем соответствующих управленческих решений.

Рекомендуем к прочтению: И.Адизес