Базовая конкурентная стратегия

Базовая конкурентная стратегия - это основной способ достижения компанией лидерства на своем рынке, представляющий собой интегрированный комплекс стратегических мер по позиционированию, ценообразованию, продвижению продуктов на рынке и победе над конкурентами. Понятие было сформулировано видным американским экономистом Майклом Портером в книге «Конкуренция».

К базовым конкурентным стратегиям относятся три: лидерство по издержкам (cost leadership), дифференциация (differentiation) и фокус (focus). Правило использования БКС гласит: компания должна использовать только одну из трех стратегий, иначе ее ждет неудача на рынке. Пример ошибок в смешении стратегий - компания, которая производит продукт премиального качества и при этом предлагает его по цене в нижнем ценовом сегменте, может встретить недоверие к своему продукту.

В то же время, сам Портер выделял одну смешанную стратегию «дифференциация на фокусе», фактически противореча собственному постулату.

Компания на одном и том же рынке с успехом может выбрать любую из трех стратегий.

На примере бара:

  • лидерство по издержкам - бар сниженных цен с ограниченным меню;
  • дифференциация - бар с уникальной концепцией и высокими ценами;
  • фокус - бар для программистов

На примере юридической фирмы:

  • лидерство по издержкам - компания, предлагающая только стандартные услуги и делающая ставку на охват;
  • дифференциация - юридическое агентство с громким именем;
  • фокус - компания, специализирующаяся на вопросах авторских и смежных прав.

Выбор той или иной из базовых конкурентных стратегий зависит от текущей фазы экономического цикла и степени зрелости рынка, которую можно косвенно оценить, проведя анализ матрицы БКГ для данного рынка. Если матрица БКГ показывает, что на рынке наблюдается острая конкуренция в квадранте «звезды» и существует ряд компаний в квадранте «коровы», рынок обладает чертами зрелости. Если в этих двух квадрантах не так много компаний, то рынок молодой.

Рекомендуем к прочтению: М. Портер